Тибет


Просмотреть увеличенную карту
Менеджеры направления:
Харина Наталья
написать письмо

телефон: 919-89-95, 337-67-67
заказать звонок

null
null
null
null

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Тибет – одно из наиболее загадочных и недоступных мест нашей планеты. Будучи закрытым, для иностранцев, мистицизм и недоступность Тибета столетия подряд влекли сюда представителей западной цивилизации.

Основная часть коренного населения Тибета исповедуют разновидность буддизма – ламаизм. Наравне с этим многие тибетцы также поклоняются многочисленным духам и богам древней добуддийской религии бон, по легендам учение бон передали великие учителя Шамбалы. По преданию Падмасамбхава, пришедший из Индии в 799 году н.э., принес с собой буддизм и поработил всех духов гор в новую религию.

Основная паства тибетцев – земледелие и скотоводство. Большинство скотоводов-кочевников не грамотны и суеверны.

Тибетцы непритязательны в еде и одежде. Жизнь их сурова и скромна. Дома здесь не отапливаются зимой даже в большой мороз, а очаг разжигают лишь для приготовления пищи. Основные блюда простых людей – чай и дзампа, (ячмённая мука перемешенная с кипятком и заправленная маслом яка и солью).

В Тибете культура полиандрии (женщина, выходя замуж, становится женой всех братьев мужа). Тибетцы считают, если все братья живут вместе как одна семья, это позволит им сохранить семейные традиции, устои и родовой дом. Всё же современные тибетцы, особенно богатые и образованные, не хотят делить свою жену ни с кем другим.

Климат здесь суровый и сухой, что обусловлено огромной высотой нагорья (4600–5200 метров), его положением внутри материка и изолированностью от влажных воздушных масс. В северном и центральном районах средняя годовая температура от 0 до 5 °С, зима длительная, с морозами до -32 °С, малоснежная, лето прохладное (10–15 °С, лишь в отдельные дни температура превышает 20 °С) и даже в июле бывают заморозки.

На окраинах Тибетского нагорья, подверженных влияниям муссонов, находятся истоки крупных рек Хуанхэ, Янцзы, Меконга, Салуина, Брахмапутры, Инда.

На высоте 4500–5300 м многочисленные озёра, заполняющие днища тектонических впадин. Наиболее крупные – Намцо, Селлинг, Данграюм. Часто озера мелководны, солёные или солоноватые, берега низкие, местами заболоченные. Благодаря высокой концентрации и различному содержанию солей озёра Тибетского нагорья часто имеют бирюзовый, бурый и другие оттенки воды. С ноября до мая обычно замерзают.

Административный центр – Лхаса

Площадь: 1,22 млн. км²

Население 2 млн. 738 тыс. чел. (декабрь 2005), 18.9% – горожане

Основные народы: тибетцы 92.2%, китайцы 5.9%, также народы мэньба, лоба, хуэй – 1,9%

Государственные языки: китайский, тибетский

Государственный строй – 23 августа 1965 Госсовет КНР принял решение о формировании Тибетского Автономного района КНР. Прежнее правительство Тибета во главе с Далай-ламой XIV с 1959 года находится в Индии и не признает суверенитета Китая над страной. Административные органы ТАР – Народное правительство ТАР, Собрание народных представителей ТАР и Тибетский региональный комитет Народного политического консультативного совета Китая (ТРК НПКСК) созываются на срок 5 лет; сейчас действуют органы 8-го созыва (2003-2008)

Глава правительства – председатель Народного Правительства ТАР (с 2003 – Сянба Пинцо)

Разница во времени с Москвой: +4 часа

ГЕОГРАФИЯ ТИБЕТА

Тибет лежит на юго-западной границе Китая и после 1949 года оккупирован и входит в его состав, хотя, много веков до того был вполне независимым государством. На юге граничит с Индией и Непалом, Сиккимом, Бутаном и Бирмой, на западе – с Кашмиром. Ранее существовал ряд перевалов, через которые местные жители соседних регионов могли мигрировать на территорию соседствующих государств, совершая паломнические и другие путешествия. Но теперь большинство из них закрыто и даже жителям приграничной зоны не допускается пересекать эти перевалы.

Географически Тибет можно разделить на три основных региона – восток, север и юг. Восточная часть – это лесистая область, которая занимает приблизительно одну четверть территории. Девственные леса протянулись по всей этой части Тибета. Северная земля – земля пастбищ, где преобладают открытые равнины, а кочевники пасут яков и овец. Эта часть занимает приблизительно половину Тибета. Южная и центральная часть – сельскохозяйственный регион, занимающий приблизительно одну четверть Тибета.

Размер: 2.5 миллионов квадратных километров.

Широта: 78°24′ и 104°47′, долгота: 26°2′ и 0°3′.

Средняя высота: 4.000 метров над уровнем моря.

Средняя температура: 14° C в июле и -4° C в январе.

Осадки: в западных областях 1 мм. в январе и 25 мм. в июле; в восточных областях 25-30 мм. в январе и 80 мм. в июле.

Животные: як, дри (самка яка), мускусный олень, тибетская антилопа, тибетская газель, дикий осел, гигантская панта, бхарал (голубая овца), кьянг (дикий осел) и др.

Птицы: ворона, большая хохлатая поганка, гусь, красная утка, ибис и др.

Крупнейшие реки: Зачу (Меконг), Дричу (Янгце), Мачу (Хуангх), Гьялмо Нгулчу (Салвин), Ярлунг Цангпо (Брахмапутра), Сенге Кхабаб (Инд) и Ланчен Кхабаб (Сутледж).

Крупнейшие озера: Цонгонпо, Намцо, Ямдрок Юцо, Мипхам Цо (Мансоровар).

ИСТОРИЯ ТИБЕТА

Согласно тибетским анналам, первый тибетский царь правил с 127 года до н.э., но лишь в VII столетии нашей эры Тибет стал объединенным государством, которым правил царь Сонгцен Гампо и его наследники. В последующие три столетия Тибет был одним из самый могущественных государств Азии. В мирном соглашении, заключенном между Тибетом и Китаем в 821 году н.э., указывалась граница между двумя этими странами. Обе стороны торжественно поклялись, что “великая эпоха, когда тибетцы будут счастливы в Тибете, а китайцы будут счастливы в Китае” никогда не прекратится. Текст мирного договора на тибетском и на китайском языках был высечен на трех каменных колоннах. Одна из них была воздвигнута в Лхасе, где она стоит в настоящее время, вторая – на тибетско-китайской границе в Гунгу Меру, а третья – в китайской столице Чанг’ан. Между X и XII веками Тибет распался на несколько провинций. Внимание Тибета было сфокусировано на Индией и Непалом, сильное религиозное и культурное влияние которых породило духовный и интеллектуальный ренессанс.

В 1240 году монгольский принц Годен отправил экспедицию в Тибет и пригласил одного из ведущих тибетских религиозных лидеров, Сакья Пандита Кунга Гьялцена (1182-1251 гг.) к своему двору, что положило начало продолжительным тибетско-монгольским отношениям. Кублай-хан, ставший правителем после Годен-хана, принял тибетский буддизм и Дрогон Чогьял Пхагпа, племянник Сакья Пандиты, стал его духовным наставником. Эти отношения чо-йон (священник-патрон) привели к тому, что Кублай-хан сделал буддизм государственной религией своей империи, и Пхагпа стал наивысшим духовным авторитетом в этой империи. В благодарность Кублай-хан в 1254 году сделал своего тибетского наставника правителем всего Тибета, даровав ему разнообразные титулы.

Тибет разорвал политические отношения с монголами в 1350 году, когда Пхагмо Друпа унаследовал главенство над школой Сакья в Тибете. Через восемнадцать лет после этого китайцы освободились от монгольского правления, обрели независимость и установили династию Мин. Тибет не устанавливал политических связей с китайской династией Мин (1368-1644 гг.)

В 1642 году Великий Пятый Далай-лама с помощью своего монгольского патрона Гушри-хана стал высшим политическим и религиозным правителем Тибета. С этого времени тибетцы стали считать его своим “Гонгса Ченпо”, “Высшим Правителем”. Пятый Далай-лама не только поддерживал близкие взаимоотношения с монголами, но у него также были тесные связи с маньчжурским императором (1639 г.) и с его наследником, Шунци, который покорил Китай и основал династию Цин (1644-1911 гг.).

В 1653 году Пятый Далай-лама побывал с государственным визитом в Пекине по приглашению первого императора династии Цин Шунци. В качестве беспрецедентного знака уважения маньчжурский император проделал четырехдневное путешествие за пределы своей столицы, чтобы принять тибетского правителя и высшего духовного лидера центрально-азиатского буддизма. При этой встрече Пятый Далай-лама и маньчжурский император одарили друг друга высокими титулами.

Далай-лама согласился стать духовным наставником маньчжурских императоров и взамен принял их покровительство и защиту. Эти отношения “священника и патрона”, которые Далай-лама также поддерживал с некоторыми монгольскими принцами, были единственными формальными узами между тибетцами и маньчжурами на протяжении правления династии Цин. Само по себе это никак не влияло на независимость Тибета.

На всем протяжении правления династии Цин отношения между Тибетом и маньчжурскими императорами не выходили за рамки отношений “священник-патрон”. Маньчжурский император с готовностью откликнулся на просьбу помочь изгнать вторгшихся джунгарских монголов и сопроводить только что обнаруженного Седьмого Далай-ламу в тибетскую столицу (1720 г.).

Маньчжурские войска еще три раза входили в Тибет в XVIII столетии, один раз — чтобы защитить Тибет от вторгшихся горкхов из Непала (1792 г.), и еще два раза — чтобы восстановить порядок после гражданских войн (1728 и 1751 гг.). Эти экспедиции позволили маньчжурскому императору установить свое влияние в Тибете. Но отношения между двумя странами представляли собой отношения между сильной державой и страной, находящейся под ее протекторатом. Таким образом, независимость более слабого государства вовсе не затрагивалась.

После этого маньчжурское влияние в Тибете быстро пошло на убыль, и маньчжуры уже не могли участвовать в войнах, которые Тибет вел с захватчиками из Джамму (1841-1842 гг.), Непала (1855-1856 гг.) и Британской Индии (1903-1904 гг.).

Беспрецедентное вторжение маньчжурских войск в Тибет в 1908 году стало поворотным пунктом в отношениях Тибета и маньчжурского императора. В этот раз маньчжурский император попытался установить контроль над Тибетом с помощью силы, и сделано это было, главным образом, для противодействия усиливающемуся британскому влиянию в Тибете. В 1910 году Далай-лама XIII бежал в соседнюю Индию , но оккупация Тибета продолжалась недолго.

После китайской революции 1911 года и свержения Маньчжурской династии, имперские войска сдались тибетской армии и вернулись на родину после заключения двух китайско-тибетских договоров, подписанных соответственно в августе и декабре 1912 года. Далай-лама XIII восстановил полную независимость Тибета, выпустив в 1913 году в Лхасе соответствующую декларацию, установив связи с зарубежными лидерами, в том числе с британскими, российскими и китайскими, и подписав соглашение с Монголией.

С 1911 по 1950 годы Тибет успешно избегал каких-либо влияний и сохранял полную независимость. Накануне китайского вторжения, которое началось в конце 1949 года, Тибет обладал всеми атрибутами независимого государства, признаваемого международным законодательством.

ЛХАСА

Лхаса является сердцем и душой Тибета. На протяжении веков она служила обителью Далай Лам и притягивала бесчисленное множество паломников. До сих пор этот город остаётся загадкой, невзирая на всё более усиливающееся китайское влияние. С какой стороны вы не въезжали бы в этот город, первое что замечаешь – это Потала, гигантское бело-красное сооружение, напоминающее собой огромную крепостную стену, раскинувшуюся над всем городом. Именно вид этого сооружения повергал путников, входящих в священный город, в изумление, на протяжении более четырех веков. Бывшая резиденция Далай Ламы, она служит выражением надежды тибетцев на восстановление собственного правительства

Лхаса превратилась в значимый центр административной власти в VII веке нашей эры, когда Сонгцен Гампо (618-649 гг.), местный правитель долины Ярлунг, продолжал объединение Тибета, начатое его отцом. Сонгцен Гампо перенёс свою столицу в Лхасу и построил дворец на том самом месте, где позднее была построена Потала. В это же самое время были основаны храмы Джоканг и Рамоче, чтобы поместить в них изображения Будды, привезенные китайской и непальской жёнами короля. Оба этих храмов по сей день стоят в Лхасе, хотя от изначальных сооружений VII века осталось немного.

Лхаса остаётся столицей Тибета с 1642 года, и большинство исторических достопримечательностей датируются годами, относящимися ко второму периоду развития города, начавшемуся при жизни Пятого Далай Ламы. Однако оригинальных построек VII века в городе осталось немного.

Духовным же центром Лхасы является храм Джоканг, расположенный пару километров восточнее Поталы. Это самый древний, самый священный и наиболее посещаемый храм Тибета. Сюда, где в загадочной полутьме, окутанные дымами благовоний и масляных светильников, возвышаются величественные статуи золотых Будд, каждый день приходят тысячи людей. Вокруг храма пролегает Баркхор, или маршрут паломничества, по которому следует двигаться по направлению часовой стрелки. Такой символический круговой обход совершают практически вокруг любого святого или важного для буддистов места.

Невзирая на значительное прошлое города и колорит коренного населения, всё здесь говорит о том, что китайское правление процветает, а исконное очарование тибетской столицы пало жертвой «модернизации». Население города до китайского вторжения составляло от 20 до 30 тысяч человек. В наши дни население превышает 150 тысяч, и судя по всему, китайская его часть превышает тибетскую. Сейчас лишь несколько кварталов, сохраняют колорит исконной культуры, хотя и это не является гарантией продолжающегося вырождения тибетской культуры. Возможно, Лхаса за последние двадцать лет, изменилась сильнее, чем за всю свою предыдущую тысячелетнюю историю.

ПОТАЛА

Потала – одна из главных достопримечательностей Лхасы, достойное занять место среди чудес восточной архитектуры. Это огромное сооружение хорошо видно издалека из разных точек города и особенно хорошо – с вершины холма Чагпо Ри. Находясь в Лхасе, ловишь себя на том, что невозможно оторвать взгляд от Поталы.

Марпо Ри, 130 метровый “Красный Холм” является доминирующей высотой во всей Лхасе, и это послужило причиной того, что в VII веке, король Тибета Сонгцен Гампо выбрал это места для постройки своего дворца задолго до возведения там Поталы. Сегодня почти ничего неизвестно о том, как выглядел тот первый дворец, однако с уверенностью можно сказать о том, что наличие на холме королевского дворца VII века, подвигло Пятого Далай Ламу перевести сюда правительство Тибета из монастыря Дрепунг.

В 1645 году началось строительство первой, нижней части Поталы – Белого Дворца (Потранг Карпо). Девятиэтажное сооружение было окончено 3 годами позже, а в 1649 году Пятый Далай Лама переходит из Дрепунга в свою новую резиденцию. Обстоятельства строительства верхнего Красного Дворца (Потранг Марпи), большего по размеру по сей день остаются предметом споров. Точно известно, что Пятый Далай Лама скончался в 1682 году, а факт его смерти скрывался до окончания строительства Красного Дворца в 1694 году, то есть в течение 12 лет. По некоторым данным, работа была начата регентом, правившим Тибетом с 1679 по 1703 год. По другим данным, Красный Дворец был задуман Пятым Далай Ламой как мавзолей, и к моменту его смерти работа уже шла полным ходом. В любом случае, о смерти Пятого Далай Ламы не было объявлено до тех пора его тело не поместили в только завершённом Красном Дворце.

С момента постройки Потала служила домом каждого из последующих Далай Лам, хотя с тех пор, как в 18 веке был построен летний дворец в Норбулингке, она стала служить лишь зимней резиденцией. В Потале также располагалось Тибетское правительство, и со всеми капеллами, залами, философскими и религиозными школами, гробницами Далай Лам, дворец представлял собой отдельный мир.

Долгие годы после китайской оккупации дворец был закрыт для посещения, и лишь в 1980 году его вновь открыли. В 1985 году закончились реставрационные работы, на которые было затрачено около 4 миллионов долларов.

<< посмотреть все предложения

Comments are closed.